ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

ВОСПРИЯТИЕ.

1. Методика «Муравей и голубка»

Цель: данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.

Инструкция: "Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи".

Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла.

                                                   Муравей и голубка.

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

 

2. Методика «Разрезные картинки» (Семаго М.М.).

Цель: исследование перцептивного моделирования, основанного на анализе и синтезе простран­ственного взаиморасположения частей целого изображения, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации.

Инструкция: подается в словесной форме. Ребенка просят сложить из кусочков, картинку. Вне зависимости от возраста целесообразно первой предъявлять картинку, разрезанную таким образом, чтобы ребенок мог сложить её без затруднений.

Анализируемые виды стратегии деятельности:

 - хаотическая, то есть не имеющая цели, манипулятивная деятельность ребенка (без учета результативности своих собственных попыток);

- метод «проб и ошибок» — действия в наглядно-действенном плане, с учетом проведенных проб и полученных ошибок;

- целенаправленное выполнение задания без предварительной програм­мы или хотя бы зрительно-пространственной оценки;

- выполнение в наглядно-образном плане с предварительным зритель­ным «примериванием», соотнесением результата и образца.

Возрастные показатели выполнения задания. Дети старше 5,5-6,5-летнего возраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на пять и более неравных частей раз­личной конфигурации.

МЫШЛЕНИЕ

3. Методика «Последовательные картинки» (Семаго М.М.).

Цель: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, изучение состояния устной связной речи, соотношения уровней развития мышления и речи.

Оборудование: четыре сюжетно-связанных картинок.

Процедура и инструкция: перед ребенком выкладывают картинки в нарушенной последовательности, предлагают разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжета: «Положи картинки по порядку». Предложение составить рассказ по картинкам: «Художник составил рассказ про бабушку и кота, а ты расскажи, что здесь происходило». В случае отказа ведется беседа по картинкам. Фиксация деятельности испытуемого и определение одного из уровней.

Анализируемые показатели:

- доступность задания, возможность установления причинно-следственных и временных связей, полнота понимания смысла;

- особенности речевого развития (объем общей самостоятельной речевой продукции, количество продуктивных и непродуктивных слов в высказы­вании и т.п.);

- стратегия зрительного восприятия;

- общая стратегия деятельности;

- объем необходимой помощи взрослого при анализе серии картинок.

 

4. Методика «Свободная классификация» (Агаева Е.Я.).

Цель: определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения.

Стимульный материал: набор карточек с предметными изображениями.

Инструкция: "Разложи картинки, подходящие друг к другу, так, чтобы получилось несколько групп". Ребёнок должен проанализировать изображённое на картинках, выделить признаки, определить основание для классификации и разложить предложенные картинки на группы. После завершения классификации можно спросить ребёнка: "как можно назвать каждую группу? " для того, чтобы определить степень осознанности проведённой классификации.

Обработка результатов:

выделяет 4-5 групп преимущественно по существенному, понятийному признаку -  высокий уровень.

выбор по несущественным признакам. Например, "что летает" и т.д. - средний уровень.

Невыполнение задания - низкий уровень.

 

5. Методика «Парные аналогии»

Цель: методика направлена на возможность установления логических связей и отношений между понятиями.

Инструкция: «Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.

(см. приложение)

Критерии оценки:

Нашел правильное слово в 5-6 случаях из 6 возможных - высокий уровень.

Нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных - средний уровень.

Нашел правильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных - низкий уровень.

 

6. Методика «Исключение лишнего»

    Вариант 1: вербальный

Цель: выявить способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать необходимые обобщения; уровень развития категориального мышления.

Инструкция: «Рассмотри таблицу. На ней четыре предмета. Три из них сходны между собой. Их можно назвать одним словом. Четвертый предмет к ним не подходит. Назови (покажи) неподходящий предмет. Если выбор сделан правильно, попросить ребенка обосновать выбор: «Почему?»

Критерии оценки:

«0» - низкий уровень, не найдено лишнего изображения;

«1» - средний уровень, изображение лишнего предмета найдено, нет обобщения;

«2» - высокий уровень, обобщение сделано точно, в развернутой форме.

    Вариант 2: на зрительной основе

Цель: выявить особенности словесно-логического мышления, способность речевого обобщения выделенных признаков.

Инструкция: ребенку зачитываются слова:

  1. Стол, стул, кровать, пол.
  2. Молоко, сливки, сметана, сало.
  3. Ботинки, сапоги, шнурки, тапочки.
  4. Молоток, пила, топор, гвоздь.
  5. Береза, сосна, мак, ель.
  6. Самолет, корабль, человек, велосипед.
  7. Карандаш, ручка, фломастер, пенал.
  8. Учитель, книга, космонавт, врач.
  9. Дмитрий, Петр, Иванов, Юрий.
  10.  Река, озеро, мост, море.

Критерии оценки: За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

10 - 8 баллов - высокий уровень обобщения;

7 - 5 баллов - средний уровень обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;

4 и меньше баллов - способность к обобщению развита слабо.

ВНИМАНИЕ

7. Методика «Проставь значки»

Цель: определение уровня устойчивости и переключения внимания, удержания инструкции.

Инструкция: перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца.

Ребенок непрерывно работает 120 секунд.

S = (0,5•N - 2,8n)/120,

Где S - показатель переключения и распределения внимания;

N - количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных нужными знаками

n- количество ошибок.

Баллы

Показатели

Уровень развития

10 баллов

выше 1,00

очень высокий

8-9 баллов

0,75 - 1,00

высокий

6-7 баллов

0,50 - 0,75

средний

4-5 баллов

0,25 - 0,50

низкий

0-3 балла

0,00 - 025

очень низкий

 

ПАМЯТЬ

8.  Методика «Положи картинки также»

Цель: изучение особенностей зрительной памяти.

Оборудование: три набора карточек с нарисованными знакомыми ребёнку предметами.

1 набор – 4 карточки (ложка, морковь, машина, воздушные шарики),

2 набор – 5 карточек (вертолёт, груша, топор, лейка, тигр),

3 набор – 6 карточек (белка, стакан, шляпа, пила, книга, роза).

Инструкция: ребёнку предъявляют 4 карточки на 20 секунд. До предъявления карточек даётся инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинки. Внимательно посмотри и запомни, как они расположены».

После предъявления карточки убирают и ребёнку предлагают следующую инструкцию: «Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале». Аналогичная процедура обследования проводится с 5 и 6 карточками.

Оценка выполнения задания:

0 – не смог справиться с заданием (очень низкий)

1 – выложил правильно 1-2 карточки (низкий)

2- выложил правильно 3карточки (средний)

3 – выложил правильно 4 карточки (средний)

4 – выложил правильно 5 карточек (высокий)

5 – выложил правильно 6 карточек (очень высокий)

 

9. Методика «10 слов» (А.Р.Лурия)

Цель: исследование слухоречевой памяти.

Инструкция: "Сейчас я прочту 10 слов. Слушай внимательно, а затем повтори, сколько запомнишь". Ребёнок повторяет слова, ответы фиксируются в протоколе. Затем ребёнку читаются те же слова, ребёнок повторяет те, что запомнил. Опыт повторяют 5 раз – до тех пор, пока ребёнок не назовёт все слова.

Обработка результатов: слова нумеруются, и при произнесении слова ребёнком ставится его номер. Подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в каждом повторе.

В норме кривая запоминания идёт вверх.8 – 9 слов также считается нормой.

10. Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасика.

Цель: исследование готовности ребенка к школьному обучению.

Он содержит 3 задания.

1. Рисование фигуры человека.

2. Графическое копирование фразы из письменных букв.

3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении.

Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.

Инструкция: Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

Методика состоит из трех заданий:

1. Срисовывание письменных букв.

2. Срисовывание группы точек.

3. Рисование мужской фигуры.

Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

Если общая сумма баллов:

1-6 - высокий уровень

7-11 - средний уровень

12-15 - низкий уровень (требуется дополнительная углубленная диагностика)

 

11. «Графический диктант» Д. Эльконина.

 

Цель: Проверка умений действовать строго по инструкции.

Инструкция: ребенку дают тетрадный лист в клетку, на котором заранее поставлены 3 точки в левой части листа друг под другом на расстоянии в 10—15 клеточек между ними и на 2—3 клеточки удаленных от левого края листа.

Диктант 1. Ребенку предлагают поставить карандаш в верхнюю точку и, больше уже не отрывая его от листа, очертить им изображение, выполняя все действия под диктовку. «Внимание, начали чертить: одна клеточка — вверх, одна — вправо (ребенок продвигается на одну клетку вверх, потом поворачивает движение вправо), одна клеточка — вниз, одна — вправо, одна — вверх, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо, одна — вверх, одна — вправо, одна — вниз... Теперь продолжай дальше рисовать сам. Точно так же. Что у тебя получится?»

Диктант 2. «Поставь карандаш на вторую точку, начинай чертить: одна клетка — вверх, две клетки — вправо, одна — вверх, одна — вправо, одна — вниз, две — вправо, одна — вниз, одна — вправо, одна — вверх, две — вправо, одна — вверх, одна — вправо, одна — вниз, две — вправо, одна — вниз, одна вправо...» Дальше ребенок продолжает чертить точно такой же узор сам.

Диктант 3. можно усложнить задание и включив в него движения карандашом вниз, вправо и влево на разное число клеток (до трех в одну сторону).

Оценка:

5 баллов — за безошибочный диктант в трех вариантах и самостоятельное продолжение узора (хотя бы одна фигура).

3 балла — 1—2 ошибки.

2 балла — больше ошибок.

1 балл — если ошибок больше, чем правильно выполненных элементов.

 

12. Методика «Да и нет» (Красильникова).

Цель: исследование умения действовать по правилу.

Инструкция: "Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово "да" и слово "нет". Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. (Испытуемый повторяет эти слова.) Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова "да" и "нет". Понятно?" После того как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы "да" и "нет".

Ошибками считаются только слова "да" и "нет". Слова "ага", "неа" и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.

Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки.

Если допущена одна ошибка, то это — средний уровень выполнения задания.

Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился.

 

13. «Мотивационная готовность» беседа по Нежновой.

Хочет ли ребенок идти в школу? 

Инструкция: обратитесь к ребенку со словами: "Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?" 

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей. 

2. Мне интересно, какие у нас будут уроки. 

3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс. 

4. Мне хотелось бы, чтобы урок длился дольше, чем перемена. 

5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак? 

6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться. 

7. Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы. 

8. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду. 

9. Мне хочется в школу, потому что ребята из моего дома уже учатся. 

10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году. 

 

При сумме положительных 1-3 балла: ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. В этом случае следует задуматься о причинах такого мнения.

При сумме 4-8 баллов: да, в школу хочется, но в основном он мечтает пока о новых играх и друзьях.

При сумме 9-10 баллов: ребенок к школе готов.

 



Создать бесплатный сайт с uCoz
Copyright MyCorp © 2018