ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ВОСПРИЯТИЕ.
1. Методика «Муравей и голубка»
Цель: данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.
Инструкция: "Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи".
Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла.
Муравей и голубка.
Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
2. Методика «Разрезные картинки» (Семаго М.М.).
Цель: исследование перцептивного моделирования, основанного на анализе и синтезе пространственного взаиморасположения частей целого изображения, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации.
Инструкция: подается в словесной форме. Ребенка просят сложить из кусочков, картинку. Вне зависимости от возраста целесообразно первой предъявлять картинку, разрезанную таким образом, чтобы ребенок мог сложить её без затруднений.
Анализируемые виды стратегии деятельности:
- хаотическая, то есть не имеющая цели, манипулятивная деятельность ребенка (без учета результативности своих собственных попыток);
- метод «проб и ошибок» — действия в наглядно-действенном плане, с учетом проведенных проб и полученных ошибок;
- целенаправленное выполнение задания без предварительной программы или хотя бы зрительно-пространственной оценки;
- выполнение в наглядно-образном плане с предварительным зрительным «примериванием», соотнесением результата и образца.
Возрастные показатели выполнения задания. Дети старше 5,5-6,5-летнего возраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на пять и более неравных частей различной конфигурации.
МЫШЛЕНИЕ
3. Методика «Последовательные картинки» (Семаго М.М.).
Цель: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, изучение состояния устной связной речи, соотношения уровней развития мышления и речи.
Оборудование: четыре сюжетно-связанных картинок.
Процедура и инструкция: перед ребенком выкладывают картинки в нарушенной последовательности, предлагают разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжета: «Положи картинки по порядку». Предложение составить рассказ по картинкам: «Художник составил рассказ про бабушку и кота, а ты расскажи, что здесь происходило». В случае отказа ведется беседа по картинкам. Фиксация деятельности испытуемого и определение одного из уровней.
Анализируемые показатели:
- доступность задания, возможность установления причинно-следственных и временных связей, полнота понимания смысла;
- особенности речевого развития (объем общей самостоятельной речевой продукции, количество продуктивных и непродуктивных слов в высказывании и т.п.);
- стратегия зрительного восприятия;
- общая стратегия деятельности;
- объем необходимой помощи взрослого при анализе серии картинок.
4. Методика «Свободная классификация» (Агаева Е.Я.).
Цель: определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения.
Стимульный материал: набор карточек с предметными изображениями.
Инструкция: "Разложи картинки, подходящие друг к другу, так, чтобы получилось несколько групп". Ребёнок должен проанализировать изображённое на картинках, выделить признаки, определить основание для классификации и разложить предложенные картинки на группы. После завершения классификации можно спросить ребёнка: "как можно назвать каждую группу? " для того, чтобы определить степень осознанности проведённой классификации.
Обработка результатов:
выделяет 4-5 групп преимущественно по существенному, понятийному признаку - высокий уровень.
выбор по несущественным признакам. Например, "что летает" и т.д. - средний уровень.
Невыполнение задания - низкий уровень.
5. Методика «Парные аналогии»
Цель: методика направлена на возможность установления логических связей и отношений между понятиями.
Инструкция: «Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.
(см. приложение)
Критерии оценки:
Нашел правильное слово в 5-6 случаях из 6 возможных - высокий уровень.
Нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных - средний уровень.
Нашел правильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных - низкий уровень.
6. Методика «Исключение лишнего»
Вариант 1: вербальный
Цель: выявить способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать необходимые обобщения; уровень развития категориального мышления.
Инструкция: «Рассмотри таблицу. На ней четыре предмета. Три из них сходны между собой. Их можно назвать одним словом. Четвертый предмет к ним не подходит. Назови (покажи) неподходящий предмет. Если выбор сделан правильно, попросить ребенка обосновать выбор: «Почему?»
Критерии оценки:
«0» - низкий уровень, не найдено лишнего изображения;
«1» - средний уровень, изображение лишнего предмета найдено, нет обобщения;
«2» - высокий уровень, обобщение сделано точно, в развернутой форме.
Вариант 2: на зрительной основе
Цель: выявить особенности словесно-логического мышления, способность речевого обобщения выделенных признаков.
Инструкция: ребенку зачитываются слова:
- Стол, стул, кровать, пол.
- Молоко, сливки, сметана, сало.
- Ботинки, сапоги, шнурки, тапочки.
- Молоток, пила, топор, гвоздь.
- Береза, сосна, мак, ель.
- Самолет, корабль, человек, велосипед.
- Карандаш, ручка, фломастер, пенал.
- Учитель, книга, космонавт, врач.
- Дмитрий, Петр, Иванов, Юрий.
- Река, озеро, мост, море.
Критерии оценки: За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.
10 - 8 баллов - высокий уровень обобщения;
7 - 5 баллов - средний уровень обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;
4 и меньше баллов - способность к обобщению развита слабо.
ВНИМАНИЕ
7. Методика «Проставь значки»
Цель: определение уровня устойчивости и переключения внимания, удержания инструкции.
Инструкция: перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца.
Ребенок непрерывно работает 120 секунд.
S = (0,5•N - 2,8n)/120,
Где S - показатель переключения и распределения внимания;
N - количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных нужными знаками
n- количество ошибок.
Баллы
|
Показатели
|
Уровень развития
|
10 баллов
|
выше 1,00
|
очень высокий
|
8-9 баллов
|
0,75 - 1,00
|
высокий
|
6-7 баллов
|
0,50 - 0,75
|
средний
|
4-5 баллов
|
0,25 - 0,50
|
низкий
|
0-3 балла
|
0,00 - 025
|
очень низкий
|
ПАМЯТЬ
8. Методика «Положи картинки также»
Цель: изучение особенностей зрительной памяти.
Оборудование: три набора карточек с нарисованными знакомыми ребёнку предметами.
1 набор – 4 карточки (ложка, морковь, машина, воздушные шарики),
2 набор – 5 карточек (вертолёт, груша, топор, лейка, тигр),
3 набор – 6 карточек (белка, стакан, шляпа, пила, книга, роза).
Инструкция: ребёнку предъявляют 4 карточки на 20 секунд. До предъявления карточек даётся инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинки. Внимательно посмотри и запомни, как они расположены».
После предъявления карточки убирают и ребёнку предлагают следующую инструкцию: «Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале». Аналогичная процедура обследования проводится с 5 и 6 карточками.
Оценка выполнения задания:
0 – не смог справиться с заданием (очень низкий)
1 – выложил правильно 1-2 карточки (низкий)
2- выложил правильно 3карточки (средний)
3 – выложил правильно 4 карточки (средний)
4 – выложил правильно 5 карточек (высокий)
5 – выложил правильно 6 карточек (очень высокий)
9. Методика «10 слов» (А.Р.Лурия)
Цель: исследование слухоречевой памяти.
Инструкция: "Сейчас я прочту 10 слов. Слушай внимательно, а затем повтори, сколько запомнишь". Ребёнок повторяет слова, ответы фиксируются в протоколе. Затем ребёнку читаются те же слова, ребёнок повторяет те, что запомнил. Опыт повторяют 5 раз – до тех пор, пока ребёнок не назовёт все слова.
Обработка результатов: слова нумеруются, и при произнесении слова ребёнком ставится его номер. Подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в каждом повторе.
В норме кривая запоминания идёт вверх.8 – 9 слов также считается нормой.
10. Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасика.
Цель: исследование готовности ребенка к школьному обучению.
Он содержит 3 задания.
1. Рисование фигуры человека.
2. Графическое копирование фразы из письменных букв.
3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.
Инструкция: Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.
Методика состоит из трех заданий:
1. Срисовывание письменных букв.
2. Срисовывание группы точек.
3. Рисование мужской фигуры.
Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.
Если общая сумма баллов:
1-6 - высокий уровень
7-11 - средний уровень
12-15 - низкий уровень (требуется дополнительная углубленная диагностика)
11. «Графический диктант» Д. Эльконина.
|
Цель: Проверка умений действовать строго по инструкции.
Инструкция: ребенку дают тетрадный лист в клетку, на котором заранее поставлены 3 точки в левой части листа друг под другом на расстоянии в 10—15 клеточек между ними и на 2—3 клеточки удаленных от левого края листа.
Диктант 1. Ребенку предлагают поставить карандаш в верхнюю точку и, больше уже не отрывая его от листа, очертить им изображение, выполняя все действия под диктовку. «Внимание, начали чертить: одна клеточка — вверх, одна — вправо (ребенок продвигается на одну клетку вверх, потом поворачивает движение вправо), одна клеточка — вниз, одна — вправо, одна — вверх, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо, одна — вверх, одна — вправо, одна — вниз... Теперь продолжай дальше рисовать сам. Точно так же. Что у тебя получится?»
Диктант 2. «Поставь карандаш на вторую точку, начинай чертить: одна клетка — вверх, две клетки — вправо, одна — вверх, одна — вправо, одна — вниз, две — вправо, одна — вниз, одна — вправо, одна — вверх, две — вправо, одна — вверх, одна — вправо, одна — вниз, две — вправо, одна — вниз, одна вправо...» Дальше ребенок продолжает чертить точно такой же узор сам.
Диктант 3. можно усложнить задание и включив в него движения карандашом вниз, вправо и влево на разное число клеток (до трех в одну сторону).
Оценка:
5 баллов — за безошибочный диктант в трех вариантах и самостоятельное продолжение узора (хотя бы одна фигура).
3 балла — 1—2 ошибки.
2 балла — больше ошибок.
1 балл — если ошибок больше, чем правильно выполненных элементов.
|
12. Методика «Да и нет» (Красильникова).
Цель: исследование умения действовать по правилу.
Инструкция: "Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово "да" и слово "нет". Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. (Испытуемый повторяет эти слова.) Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова "да" и "нет". Понятно?" После того как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы "да" и "нет".
Ошибками считаются только слова "да" и "нет". Слова "ага", "неа" и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.
Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки.
Если допущена одна ошибка, то это — средний уровень выполнения задания.
Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился.
13. «Мотивационная готовность» беседа по Нежновой.
Хочет ли ребенок идти в школу?
Инструкция: обратитесь к ребенку со словами: "Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?"
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
4. Мне хотелось бы, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
7. Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.
8. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.
9. Мне хочется в школу, потому что ребята из моего дома уже учатся.
10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.
При сумме положительных 1-3 балла: ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. В этом случае следует задуматься о причинах такого мнения.
При сумме 4-8 баллов: да, в школу хочется, но в основном он мечтает пока о новых играх и друзьях.
При сумме 9-10 баллов: ребенок к школе готов.
|