Главная » Статьи » Мои статьи

Использование сенсорного оборудования в работе педагога-психолога ДОУ

 «Использование сенсорного оборудования в работе педагога-психолога ДОУ»

педагог-психолог: Ходакова Л.А.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Такие нагрузки отрицательно сказываются на  здоровье детей. Поэтому важно в работе с дошкольниками использовать различные психопрофилактические методы. В нашем учреждении не так давно появилась сенсорная комната. В чем же ее значимость? Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с использованием сенсорных модулей, позволяют комплексно и профессионально воздействовать на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы ребенка приемами сказко- и игротерапии, релаксации и импровизации. Способствует появлению у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний, формированию самооценки, развитию эмоциональной и познавательной сферы, помогают предупредить и скорректировать нежелательные личностные особенности.

Основные  цели  и  задачи  работы  в  сенсорной  комнате:

Развитие  и  гармонизация  эмоционально-волевой  сферы  детей:

  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • саморегуляция;
  • умение управлять своим телом, дыханием;
  • умение передавать свои ощущения в речи;
  • умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
  • уверенность в себе.

Развитие  психических  процессов  и  моторики  детей:

  • произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
  • память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;
  • развитие координации.

Оборудование в сенсорной комнате:

Напольная  сенсорная дорожка

  • Способствует развитию рецепторов стопы;
  • Развитие тактильного восприятия;
  • Развитие координации движений;
  • Профилактика плоскостопия;
  • Стимулирует работу внутренних органов.

Большой  пуфик-кресло с гранулами 

  • Позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу.
  • Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие пенополистерольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.
  • Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает вентиляцию и сухое тепло.

Проектор «Цветовые пятна» 

Восприятие светоэффектов, производимых данным   прибором, развивает:

  • зрительное восприятие;
  • воображение;
  • снижает уровень тревожности;
  • способствует психоэмоциональному комфорту во время занятий и отдыха.

Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как успокаивающее, так и тонизирующее. Поэтому сенсорная комната позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

  • стимулирует все сенсорные процессы;
  • создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;
  • возбуждает интерес к исследовательской деятельности;
  • корректирует нарушенные высшие корковые функции;
  • развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения;

Дети с нарушенными формами поведения (гиперактивность, синдром дефицита внимания) на занятиях в сенсорной комнате учатся чувствовать свое состояние покоя и комфорта. Их необходимо учить концентрировать внимание на всех ощущениях (слушать различные звуки, видеть объект, более тонко различать качества предметов). Для детей  - носителей негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, нарушения сна, аппетита) в работе используется сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений), которые оказывают различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека.

Кроме всего выше перечисленного посещение сенсорной комнаты способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, достижению состояния релаксации и душевного равновесия. Релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется не спокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.  Большинству наших детей свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Волшебный мир сенсорных комнат не оставляет равнодушным никого.
Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для детей с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, а также для всех, кто нуждается в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.
 

Категория: Мои статьи | Добавил: Любовь (17.10.2014)
Просмотров: 1804 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Создать бесплатный сайт с uCoz
Copyright MyCorp © 2024