«Использование сенсорного оборудования в работе педагога-психолога ДОУ»
педагог-психолог: Ходакова Л.А.
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому важно в работе с дошкольниками использовать различные психопрофилактические методы. В нашем учреждении не так давно появилась сенсорная комната. В чем же ее значимость? Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с использованием сенсорных модулей, позволяют комплексно и профессионально воздействовать на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы ребенка приемами сказко- и игротерапии, релаксации и импровизации. Способствует появлению у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний, формированию самооценки, развитию эмоциональной и познавательной сферы, помогают предупредить и скорректировать нежелательные личностные особенности.
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате:
Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- саморегуляция;
- умение управлять своим телом, дыханием;
- умение передавать свои ощущения в речи;
- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- уверенность в себе.
Развитие психических процессов и моторики детей:
- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;
- развитие координации.
Оборудование в сенсорной комнате:
Напольная сенсорная дорожка
- Способствует развитию рецепторов стопы;
- Развитие тактильного восприятия;
- Развитие координации движений;
- Профилактика плоскостопия;
- Стимулирует работу внутренних органов.
Большой пуфик-кресло с гранулами
- Позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу.
- Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие пенополистерольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.
- Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает вентиляцию и сухое тепло.
Проектор «Цветовые пятна»
Восприятие светоэффектов, производимых данным прибором, развивает:
- зрительное восприятие;
- воображение;
- снижает уровень тревожности;
- способствует психоэмоциональному комфорту во время занятий и отдыха.
Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как успокаивающее, так и тонизирующее. Поэтому сенсорная комната позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:
- стимулирует все сенсорные процессы;
- создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;
- возбуждает интерес к исследовательской деятельности;
- корректирует нарушенные высшие корковые функции;
- развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения;
Дети с нарушенными формами поведения (гиперактивность, синдром дефицита внимания) на занятиях в сенсорной комнате учатся чувствовать свое состояние покоя и комфорта. Их необходимо учить концентрировать внимание на всех ощущениях (слушать различные звуки, видеть объект, более тонко различать качества предметов). Для детей - носителей негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, нарушения сна, аппетита) в работе используется сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений), которые оказывают различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека.
Кроме всего выше перечисленного посещение сенсорной комнаты способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, достижению состояния релаксации и душевного равновесия. Релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется не спокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Большинству наших детей свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.
Волшебный мир сенсорных комнат не оставляет равнодушным никого.
Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для детей с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, а также для всех, кто нуждается в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.
|