ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ:
- Активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный. Возбудимый, неуравновешенный; спокойный, уравновешенный; заторможенный; плаксивый, тревожный.
- Быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость.
- Преобладание настроения - жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка. Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня.
- Проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Обращается ли за помощью и использует ли ее.
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ:
- Общительность, замкнутость. Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт, испытывает затруднение в общении, понимании ситуации.
- Отношение к товарищам - дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и пр.
- Отношение к лидерству - стремится к первенству, признают ли за лидера другие. Проявляет ли организаторские способности, инициативу.
- Отношение к взрослым. Отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям.
- Каким видам деятельности отдает предпочтение.
- Активность речевого общения - соответствует возрасту, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению.
- Поведение организовано, иногда не регулирует свое поведение, необходим постоянный внешний контроль.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ:
- Слухоречевое запоминание, зрительное запоминание, тактильное запоминание. Запоминает быстро или медленно, с трудом, переход в долговременную память, объем оперативной памяти - достаточный, ограниченный, низкий.
- Устойчивость внимания - способен к длительному сосредоточению или быстро отвлекается. Характер отвлечения - отвлекается на раздражители, в отсутствие внешних раздражителей.
- Переключаемость внимания - легкая, быстрая, замедленная, затрудненная.
- Распределение внимания - достаточное, затруднено.
- Общий уровень развития внимания - соответствует возрасту, низкий, не сформировано.
Уровень развития мыслительной деятельности:
- Способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений;
- Умение использовать приемы для запоминания - опосредованность, группировку, ассоциации.
Развитие сенсорных функций:
Состояние анализаторов, наличие обобщенных представлений о форме, величине, цвета, понятие относительности - соответствует возрасту, не сформировано, нарушено.
Развитие воображения:
Яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами, в каких видах деятельности проявляется (музыка, изодеятельность, математика, физкультура, речь, конструирование и т.п.) - соответствует возрасту, чрезмерно, слабость процессов воображения.
Вербальная часть:
- понимание рассказов со скрытым смыслом;
- парные аналогии;
- сюжетное рассказывание - номинативная и коммуникативная функция речи;
- умение работать в режиме диалога;
- речевая деятельность - адекватна ситуации и возрасту, чрезмерная, трудности инициации речевого высказывания, эмоциональная неадекватность, проблемы развернутой речи, трудности звукопроизношения, наличие заикания, эхолалий, речевых штампов и т.д.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ:
- Отношение активное, заинтересованное, безразличное.
- Во время занятий сосредоточен или часто отвлекается.
- Быстро или медленно включается в работу.
- Темп работы - быстрый, средний, медленный. Причины замедленного темпа работы - обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности - вялость, заторможенность, отвлекаемость и т.д.
- Утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в полном прекращении работы.
- Субъективные и объективные признаки утомления - жалобы на усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость и пр.
- Спад работоспособности в середине занятия, в конце занятия.
- Умение следовать инструкции, способность удержания инструкции по длительности.
ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца;
- В процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом одобрении;
- Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна.
ПРОВОДИМАЯ РАБОТА С РЕБЕНКОМ:
- Проводилась коррекционно-развивающая, сопровождающая работа, на протяжении какого времени, вид (по формированию пространственных представлений, развитию познавательных процессов, эмоциональному воспитанию и т.д.), рекомендации для дальнейшей работы (по необходимости);
- Результаты работы, успешность, формирование навыков - по возрасту, с трудом, отсроченное;
- Работа с родителями, семьей - отношение родителей, успешность, систематичность и т.д.